Многие владельцы легковых автомобилей имеют и двухколесные прицепы к ним. Такие промышленно выпускаемые прицепы, например «Тарпан», завода «Авангард» г. Сарова, Мытищенского завода и другие, имеют габаритную длину (кузов плюс дышло) около 2900 мм, а колеса — от автомобиля «Жигули». При стандартной (согласно ГОСТ) длине гаража 5900 мм прицеп и наиболее распространенный автомобиль типа «Жигули» (габаритная длина всех марок этих автомобилей около 4130 мм) в нем не помещаются. Поэтому для размещения в гараже автомобиля и прицепа снимают с прицепа колеса и кладут его боковой стенкой кузова на пол, прислоняя к торцевой или к одной из боковых стенок гаража. Но такой способ хранения трудоемок и неудобен, так как одному человеку прицеп в такое положение не поставить, да и не вернуть в нормальное. Каждый раз нужно закреплять колеса к фланцам осей прицепа, приподнимая его или опирая на что-то, а после использования прицепа и возврата его в гараж — опять демонтировать колеса. Кроме больших затрат времени при этой работе можно получить травмы или ушибы.
Выход из положения, позволяющий более оперативно и безопасно устанавливать прицеп в гараж, а затем сцеплять его с автомобилем, следующий: нужно у задней стенки гаража выкопать внутрь гаража на длину примерно 700 мм приямок глубиной около 400 мм и шириной более ширины кузова прицепа. Тогда ввезенный в гараж прицеп, будучи наклоненным путем подъема его дышла вверх, зайдет задней частью кузова в указанный приямок. Остается прикрепить дышло к поперечной деревянной балке (из кругляка или бруса) крыши, например, привязать конец дышла к вбитому в балку толстому гвоздю, что позволит теперь разместить в гараже и автомобиль (рис. 1). Конечно, стенки и дно приямка следует укрепить, в частности, выложить кирпичом на цементном растворе.
К сожалению, нередко места под индивидуальные гаражи или гаражные кооперативы выделяют в низменных местах с близким залеганием грунтовых вод или вообще на болотистых территориях, когда приямок в гараже делать нельзя. Кроме того, в гаражах при возможности строят и погреба, которые, как правило, располагаются около задней стенки гаража, так как от ворот делается под машиной еще и продольная смотровая яма. Поэтому зимой против приямка будет промерзать засыпка над погребом или надо на 400 мм увеличивать толщину засыпка, а погреб дополнительно заглублять на глубину приямка, что часто не позволяют грунтовые воды. Хорошо, если все это предусмотрено при строительстве гаража, а отсутствие грунтовых вод позволяет делать глубокий погреб. Но если прицеп приобретен после строительства погреба без учета последующего создания приямка, то возникают проблемы с размещением прицепа в гараже. В южных районах страны, где относительно теплые зимы, такой приямок решает проблему. Правда, следует признать, что находящаяся в приямке часть кузова будет ржаветь быстрее из-за повышенной здесь влажности воздуха.
Рис. 1. Схема расположения прицепа и автомобиля в стандартном гараже при устройстве в нем приямка: 1 — прицеп; 2 — автомобиль; 3 — приямок; 4 — дышло, 5 — балка крыши, 6 — крепление к балке (веревка)
Я приобрел в Нижегородской области прицеп уже после строительства гаража, и в нем нет погреба со смотровой ямой. Поэтому, подумав, я нашел более рациональный способ размещения в стандартном гараже и автомобиля и прицепа: приобрел два отрезка длиной по 1250 мм от толстого (диаметром около 400 мм) бревна из ели. Ошкурил их, стесал с двух сторон первоначально на плоскость, а затем — с одной стороны стесал на длине 800 мм на угол, как это показано на рис. 2, а. Получилось как бы два узких деревянных пандуса с подъемом 20°. Снизу сделал в каждом из них пропилы на глубину 40 мм, сколол здесь древесину и скрепил оба пандуса двумя досками 3 толщиной 40 мм, прибив их гвоздями. Расстояние между центрами обоих пандусов равно расстоянию между серединами колес прицепа. У левых (рис. 2, а) краев пандусов прибил гвоздями по стопорному отрезку бруса 3 сечением 70x70 мм2. Можно вместо этих брусьев прибить к левому торцу пандусов по отрезку доски. Кроме того, прибил снизу к вырезу в каждом пандусе по доске 4, уперев их торцами в заднюю стенку гаража 5 для предохранения пандусов от сдвига этой стенке. Теперь все готово и можно вкатывать прицеп на пандусы до места стопорения колес 6 брусьями 3 на горизонтальной части пандусов (рис. 2, б). Подняв вверх дышло и опустив низ задней части кузова в пространство между стенкой гаража и пандусами, привязываем дышло к балке крыши, то есть храним прицеп без демонтажа колес, как и в случае с приямком.
Рис. 2. Устройство пандуса (а) и размещение панели прицепа (б): 1 — пандус; 2 — поперечная доска; 3 — стопорный брус; 4 — упорная доска; 5 — стена гаража; 6 — колесо; 7 — отбойная доска; 8 — клинок
В таком положении, кроме постоянной готовности прицепа к использованию, под ним образуется объем пространства для хранения гаражных принадлежностей. При надобности увеличить объем можно сверху пандусов прибить к горизонтальной их плоскости еще одну или две доски соответствующей толщины. Можно для предохранения от съезда колес с пандусов при закатывании на них прицепа прибить к их бокам отбойные доски 7 или верх этих досок сделать заподлицо с поверхностью пандуса, то есть увеличить ширину въездной поверхности. Но, по моему опыту, первоначальной ширины пандусов с учетом ширины колес достаточно, чтобы такие доски не прибивать. Для предохранения от загнивания целесообразно нижние деревянные поверхности промазать отработанным моторным маслом. Скатывание и установка на пандусы проводится в таком порядке: выкатываете из гаража автомобиль, отвязываете от балки дышло и опускаете его вниз, затем при небольшом тяговом усилии за дышло прицеп легко скатывается с пандусов так, что его приходится придерживать. Поэтому указанный угол наклона пандусов в 20° оптимален для притормаживания прицепа одним человеком. При обратном закатывании прицепа на пандусы этот угол тоже оптимален. Однако надо прицепу в пределах длины гаража придать некоторое ускорение, держа прицеп за дышло, и далее он под усилием вкатывается на пандусы до упора колесами в брусья 3. Два человека вкатывают на пандусы прицеп без его разгона. Для повышения безопасности следует под колеса поставить клинья 8; я ставлю по отрезку от стального уголка 70x70 мм. Более 10 лет я именно так содержу прицеп. Несколько 'моих знакомых тоже сделали в гаражах аналогичные пандусы. Причем по моему совету они изготовили их не из толстых бревен, а сшили гвоздями из досок разной длины, стесанных с одного конца под утлом около 20°, и тоже считают такое размещение прицепов в гараже удобным.
Двое из них по моей подсказке для облегчения закатывания прицепа (у одного повреждена рука) на пандусы закрепили на задней стенке гаража по два блока, причем вращающиеся ролики изготовили из круглого дерева диаметром около 100 мм. Ролики вращаются на осях из отрезка стального прутка 012 мм, которые вставлены в отверстия П-образ-ных державок, согнутых из стальной полосы толщиной 6 мм и шириной 80 мм (рис. 3). На обоих концах оси имеют резьбу, с помощью гаек на ней они зафиксированы в державках. Для изготовления державок полосы нагревались докрасна паяльной лампой, быстро закреплялись в тисках и сгибались для придания им нужной формы за два приема нагрева. Каждая державка прикреплена через отверстие в ней к стенке длинным болтом 010—12 мм, проходящим насквозь через толщину 1/2 кирпича стенки гаража, где на резьбовую часть болта надет центральным отверстием отрезок из стальной пластины толщиной 10 мм и длиной около 150 мм, после чего навернута гайка с шайбой. Этот отрезок нужен для распределения тяглового усилия по большой площади стены. Для такого закрепления державок понадобилось согласие владельцев смежных гаражей, находящихся за торцовой разделительной стенкой. Через оба ролика проложен капроновый канатик 06—8 мм, к концам которого привязаны крючки из стального прутка 06 мм. Для закатывания на пандусы прицепа приподнимаете его дышло вверх (можно опереть дышло на отрезок доски), набрасываете оба крюка на поперечную трубу прицепа, на концах которой расположены оси колес, опускаете дышло и подкатываете прицеп к пандусам, останавливая колеса у начала подъема пандусов по их осям. Затем начинаете тянуть руками за веревку, осторожно втягивая прицеп на пандусы и следя за положением на них колес. В данной ситуации полезно прибить отбойные доски к пандусам, о которых говорилось выше, для предохранения колес от съезда с них. Так как при двух блоках тяговое усилие требуется в 4 раза меньше, чем при закатывании прицепа за дышло, то он легко ввозится на плоские части пандусов до упорных брусьев. Далее фиксирование прицепа аналогично описанному ранее.
Рис. 3. Схема закрепления на стене блоков и расположения капронового канатика с крюками на его концах: 1 — державка; 2 — ролик с кольцевым пазом; 3 — капроновый канатик; 4 — крюк; 5 — осевая труба; 6 — колесо прицепа (для упрощения схемы кузов и дышло не изображены)
Здесь следует отметить еще два момента. Во-первых, естественно, надо предварительно отрегулировать требующуюся длину капронового канатика. Во-вторых, при втягивании прицепа на пандусы лучше удерживать дышло над поверхностью пола гаража, чтобы оно не тормозило движение вверх, а с другой стороны — не позволяло прицепу съезжать вниз при снятии тягового усилия с канатика. Можно предложить несколько решений. Очень просто оказалось положить на пол по центру дышла «брус» из сшитых гвоздями трех широких досок (одна на другую) толщиной 60 мм и длиной около 1300 мм. На поверхности верхней доски сделать по всей ее длине топором углубления (зарубки). При втягивании прицепа вверх конец дышла скользит по поверхности доски, будучи приподнимаемым канатиком. Если усилие с канатика снять, то конец дышла попадет в ближайшее углубление. А так как прицеп конструктивно имеет ббльшую массу со стороны дышла, то она создает за счет силы тяжести усилие на брус, прижимая его к полу.
Силы трения бруса о бетонный, кирпичный или деревянный пол достаточно, чтобы он не сдвигался с места. Поэтому по мере ввоза прицепа на пандусы можно полностью снимать тяговое усилие неоднократно и прицеп будет оставаться в промежуточном положении. После закатывания прицепа на пандус брус убирается, Для этой же цели могут быть использованы и другие решения. В частности, блок может быть одинарным, брус можно сделать из отрезка бревна, он может быть скошен по всей длине, можно под конец дышла закреплять катящийся ролик (колесо) и т. д.
|